10000+ бизнес-идей в открытом доступе. Выбери идею по своим критериям:
Поиск Техники креативности Набор для создания идей


Бизнес-тренд “Антигерои”. Переходи на сторону зла – у нас печеньки

Бизнес-тренд “Антигерои”. Переходи на сторону зла – у нас печеньки

Плохой персонаж - это зачастую образ обычного человека со всеми его недостатками и слабостями, а потому антигерои в бизнес-проектах - это шанс стать чуть ближе к потребителю. Поговорим о хорошем "плохом".

Прежде чем говорить о примерах, почему предприниматели любят (и должны впредь) внедрять в свои проекты не только положительных героев, но и отрицательных, по нашей традиции, копнем вглубь. Было бы интересно задать вопрос психологу – а почему довольно вменяемые люди, когда читают интересную книгу или смотрят заводной фильм, куда чаще сочувствуют выписанным там злодеям или просто плохим парням? Откуда идет любовь народная к антигероям?

Соображение первое

В старом аниме есть два типа персонажей – одни двигаются, а другие нет. Те другие, просто нарисованы, на них не тратили ни время, ни деньги. Часто хорошие и плохие персонажи любой истории, которую вы смотрите или читаете, распределяются именно так, как в старом аниме: хорошие персонажи — это ходульные шаблонные рисунки, без эмоций и мимики.

В театре такое амплуа называлось – «Резонёр». Он выходил на сцену и говорил правильные вещи, известные всем. Но в театр ходили не для того, чтобы послушать резонёра. В плохом герое всегда заложен потенциал развития. Этим плохой герой и интересен. Ему есть куда развиваться. Он похож на нас с вами – ведь мы не ангелы. Он ошибался раньше, он ошибается сейчас, он будет ошибаться впредь. Ну чем не мы с вами? У вас другое мнение о себе? Наверное с вами что-то не так...

Плохой герой – это в принципе реалистичный образ человека как такового. Плохой герой – наследник «ветхого Адама», того самого Адама — первого человека, который, как известно, начал с того, что накосячил сверх всякой меры и был попёрт из рая вместе со своей скво...

Плохой герой – это царь Давид, соблазнявший чужих жён и имевший отвратительных детей, плохой герой – это богатырь Самсон, путавшийся с шпионкой и куртизанкой Далилой,  и вообще все персонажи Ветхого Завета, которые были непослушными еврейскими мальчиками – жадными, драчливыми и похотливыми, а иногда просто тупыми. Налётчикам Бабеля из «Одесских рассказов» до них далеко – масштаб преступлений не тот.



Христос сказал как-то: «Не здоровый имеет нужду во враче, а больной. Я пришёл к больным». Плохой герой – это тот человек, ради которого состоялось пришествие мессии. Что ещё нужно говорить?.. Видите – даже христианство на стороне плохих. 

Второе соображение

Мало кто из читателей и зрителей рискует переходить на сторону прямо-таки Настоящего Зла, да и кроме того – персонажей от «настоящего зла» во всём объёме культуры – мало, их можно по пальцам пересчитать, и все они как будто списаны под копирку. Волан-де-Морт, Моргот со своим капобригадо –  Сауроном, да профессор Мориарти...


Тем не менее, порою, мы видим и это стремление тоже – сочувствовать откровенному «мерзавцу в оперном плаще», которого все решительно осудили и за голову которого дают миллиард. Откуда же такая страсть — любить подонков и инфернальных злодеев? Сочувствовать волку, на которого охотятся крестьяне с вилами? И в этом тоже  – сказывается одно здоровое нравственное побуждение, свойственное нормальному человеку...

В одной из христианских молитв к ангелу-хранителю есть такие слова: «Воспрещай мне яти веру оглагольникам клеврета моего». «Яти веру» – это «иметь веру», поверить. «Клеврет» – это в первоначальном смысле – просто твой товарищ, приятель, ближний. А «оглагольники» – это те, кто шепчут тебе на ухо – какой он плохой человек и что он недавно страшного сделал.

К чему же стремится здоровый человек? Складывать мнение о Другом – только на своём опыте общения с ним, не брать информацию с чужих слов, выслушивать обе стороны, давать слово обвиняемому, временно вставать на его точку зрения, чтобы рассмотреть дело со всех сторон. А вдруг – все – ошибаются? А вдруг мы расстреляем невиновного? 

В нашей культуре есть знаменитая опера «Сорока-воровка». Она была хитом много лет. Сюжет её прост. В имении пропали бриллианты, и в их пропаже сразу обвинили служанку. Всё как будто указывало только на неё. Но когда девушку уже повели вешать, выяснилось, что бриллианты украла… обычная сорока и спрятала их неподалёку, в своём гнезде.

***

Не было бы у нас с вами  архетипической жажды справедливости (ведь мы потихоньку примеряем роль загнанного волка и на себя), не было бы тогда у нас и института правосудия; и – адвокатуры, и не было бы главного фундамента юриспруденции – презумпции невиновности. 

Что такое «презумпция невиновности»? Это когда не задержанный обязан доказывать свою невиновность, (докажи, что ты не верблюд), а напротив – задержавшие обязаны доказывать обществу и присяжным его вину. Вот откуда появилась и альтернативная версия толкиновского мира – «Чёрный Сильмариллион» – история всего этого конфликта, написанная... Сауроном.

Соображение третье

Ну и наконец, третья причина, которую лаконично и гениально сформулировал писатель Виктор Пелевин:

«С добром и злом тоже начались проблемы – от имени добра стали говорить такие хари, что люди сами с удовольствием официально записывались во зло…»

Давайте рассмотрим примеры того, как современный бизнес использует эту естественную и здоровую потребность человека в трёх её аспектах:

  • с дружеским участием следить за тем, кто живой, реалистичный и развивается,

  • не верить всему, что говорят о людях, особенно когда о людях говорят плохо,

  • скептически воспринимать «Добро» и все его нотации, особенно когда довольное собой «Добро» похоже на что угодно, но только не на добро...

Перейдем к примерам из мира коммерции. 

Криминальный косметический бренд: «сладость или гадость

Когда американские дети ходят с корзиночками для конфет на праздник Хэллоуин и выпрашивают вкусняшки, они пристают к обывателям с классическим вопросом: «Сладость или гадость?» Разумеется, обыватель предпочитает откупиться от детишек конфетами, а не получить от них какую-нибудь гадость за проявление неуместной жадности.  Тем не менее, вопрос «сладость или гадость» имеет и другой подтекст. Наше общество (массовая культура) имеет на сегодняшний день такое перепроизводство тошнотворной ванильной «сладости», что некоторая порция «гадости» (горечи) просто необходима, для возвращения мира к состоянию некоторого здорового баланса.

Например, косметический бренд под названием Makeup a Murder эксплуатирует любовь обывателей к жанру детектива и кровавого триллера. Это тот жанр, который возвращает нас к реальности, разгребая тонны ванили – лживой и плохо сделанной.


Хотите накраситься так, чтобы выглядеть как жертва преступления? А может быть вы хотите выглядеть как сам преступник-вампир? Например, приклеить себе чёрные когти?



Идею и весь бизнес придумала визажист-самоучка Тереза Спенсер. Разумеется, всё это весёлое безобразие больше относится к конкретному жанру «идеи для Хэллоуина». Тем не менее, общая нелюбовь к «ванили» просматривается здесь чётко.


А вот и она сама в интервью о бренде.


А вот как можно накраситься, используя косметику в жанре «джалло».

Компьютерная игра, где вы играете на стороне вируса

Об этой игре стали активно вспоминать во время пандемии коронавируса, но выпустили ее гораздо раньше, еще в 2012 году. Игра Plague Inc. неприятно поражает всех скучных взрослых, не обладающих даже толикой чувства юмора. Надо же – цель игры – заразить и убить всё человечество (!), адаптируясь к различным условиям. В этой игре вашими противниками являются люди – они могут разработать назло вам – лекарство и тогда вы проиграете.


Игру эту не полюбят не только люди без чувства юмора, но и люди, привыкшие себе лгать, отрицать у себя наличие деструктивных мыслей и негативных эмоций. Если в обществе есть идея, с ней нужно работать. А в обществе есть следующая идея...

«Чума на оба ваши дома!»

Уильям Шекспир

В моду вошла вот какая мысль. Не сказать, чтобы совсем нездоровая... Человечество — это раковая опухоль планеты. Человек – главный враг экологии Земли. Если бы не человек, то лесам, рекам и зверям жилось бы гораздо счастливее. Вот и поспорьте, что это не так!.. Радикальные экологисты и зоозащитники – все поголовно заражены этой точкой зрения. Разве мы не извели рыбу в море? Разве мы не пытаем животных в лабораториях своей тушью для ресниц?


Или мы не превращаем в чёрные ядовитые терриконы те красивые когда-то зелёные уголки земли, где к несчастью бизнесменами обнаружены даже крошечные залежи редкоземельных металлов? 

А на что же идут эти самые редкоземельные металлы? На жидкокристаллические мониторы и тач-панели современных смартфонов. Итак, чтобы вы по вотсапу получали открытку от кумы «с днём похмелья!», или посмотрели на собаку в розовой банной шапочке, целые районы планеты приносятся в жертву самой токсичной добывающей промышленности за всю историю индустрии. 

На том месте, где из земли изъяли  редкоземельные металлы больше не будет никогда ничего. А прежде чем их добывать, оттуда прогонят всё местное население, чтобы не мешались и не плакали о своих погибших фруктовых садах.

Рассуждая так, поневоле оценишь замысел игры  Plague Inc. Отведя душу в безопасном пространстве игры, очень многие люди скажут: «Посмеялись и хватит. А теперь нужно подумать о том, как же помочь планете не умереть от хищнической деятельности жадных тупых людей и самому таким не быть. Пока игра в апокалипсис не стала реальностью».

Уродливые бомбочки для ванны

Давайте снизим градус пафоса… Фирма The Mad Bombers продаёт бомбочки для ванны, вдохновившись персонажами Тима Бёртона. Серия или коллекция таких прибамбасов для аромаванны называется The Nightmare Before Christmas.


Страшные они только видом. По сути же вас ждёт типичная ваниль – натуральные ингредиенты, аромат яблока, косметологические масла, морская соль, и другие полезные вещи из бьюти-индустрии. 



Этот товар следует принципу: «И волки сыты и овцы целы». Что ж.  Можно сказать миру гламура – «Нет!» и таким лайт-способом.

Злой клоун-аниматор на день рождения

Пример из нашего архива идей. Доминик Девилл (Dominic Deville), владелец агентства праздников Evil Clown не согласен с тем, что профессия клоуна почти уничтожена так называемой клоунофобией. Чтобы страх перестал быть страшным, его нужно высмеять и сто раз повторить – понарошку.


Ведь дети несправедливо боятся самых обычных, добрых клоунов – скажите за это «спасибо» индустрии трешевых фильмов ужасов категории В. Ну а что же они скажут, увидев клоуна-злодея? Наверное тут-то и произойдёт исцеление. «Дядя, а ты и вовсе нестрашный! Хватит прикалываться! Я тебя не боюсь!»

Злодейские чехлы для телефона

Чтобы увидеть антигероев в окружающем нас мире далеко ходить не надо. Иногда достаточно посмотреть на то, какой чехол для своего смартфона выбрало ваше чадо. Мир Диснея полнится злодеями и злодейками. Вот их узнаваемые всем образы и использовал проект Disney Villains Collection.


В принципе — ну совершенно ничего особенного! Что может быть менее злым, чем любой персонаж из мира диснеевских мультиков? А почему же чехлы-то злодейские? А злодейская у них цена – почти 60 баксов за чехол. По карману родителей ударить может ощутимо.

В качестве отговорки можно заявить, что такой чехол может себе позволить только тот, кто продал свою душу чёрту. За неразменный рубль или волшебный неиссякаемый кошелёк Фортуната...

Игры по мотивам «Как достать соседа?»

Наш человек вообще-то не нуждается в таких подсказках. Он и без индустрии медиа сам знает как достать соседа и ещё вас проконсультирует в роли эксперта. Однако, если у вас самих с воображением туго, тогда обратитесь к мудрости современной массовой культуры, которая предлагает стандартные решения. Их несколько.

После успеха первоначальной игры, на рынок посыпался целый набор игр, ученически копирующих концепцию и так называемый геймплей корифея Neighbours from Hell, сто дословно, кстати, переводится как «Соседи из ада».

Как раз серия под названием «Как достать соседа», имеет хождение на территории стран СНГ и является примером продолжения понравившейся народу идеи.

Кресла-черепа

Когда-то человеческий череп обязательно украшал мастерскую или кабинет – художника, учёного, алхимика Средних Веков и Ренессанса... Посмотрите на старинные музейные полотна, на портреты в интерьере. Иметь такой череп означало «доступ к престижному потреблению».  Это был ещё и бунтарский жест, понятный «своим» – ведь за вскрытие могил с целью изучать трупы в анатомическом театре – художников, скульпторов, врачей и учёных – преследовали. 


Позже череп дома перестал ассоциироваться с чем-то престижным – каждая жалкая лачуга и каморка, где проживал бедный и весёлый студент-медик, украшалась горами пепла от папирос, стопками букинистических учебников и резко подешевевшими черепами. Но всё равно сохранялась ещё коннотация принадлежности к миру хотя бы университетской академической науки, к миру цеховых зазнаек, использующих в речи латынь. Так что череп – это в любом случае – стильно. Таков его смысл как культурного европейского символа.


Может быть поэтому современная массовая культура (утратившая все связи с элитарностью) так тяготеет к черепам? Нам хочется выглядеть если не быть – людьми того, не демократического времени, которое уже давно ушло… 

Мы хотим примерить на себя плащ алхимика, шапочку студента, берет и робу художника. Мы хотим, чтобы о нас писал Вазари, мы хотим иметь дуэльные шрамы на лице, как будто бы мы – бурши и когда-то закончили Геттинген… Череп, конечно, способствует этой иллюзии самовозвеличивания, так как архетип он – сильный, тут ничего не скажешь...


Тем не менее, никакое кресло в форме черепа даже от дизайнера Gregory Besson - не сделает ножку маленькой, а сердце большим. Разве что украсит интерьер, заточенный под стиль блэк металл.


26.04.2020

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: