Техника креативности "Синектика"
Большинству людей из всех разнообразных методов коллективного творчества знаком лишь «метод мозгового штурма», ставший практически синонимом групповой работы над генерацией идей. Однако еще в начале 70 годов прошлого века Уильямом Гордоном, основателем Бостонской компании Synectics Inc, была разработана альтернативная техника - Синектика.
«Всё, что человек способен представить в своем воображении, другие сумеют претворить в жизнь»
Жюль Верн
Согласно этой технике все участники группы должны хорошо знать друг друга, чтобы не чувствовать неловкости, высказывая абсурдные идеи и относиться к разным психотипам, что обеспечит разнообразие подходов и выдвигаемых идей. При этом сами «генераторы» не обязательно должны обладать разным багажом знаний и на их роль вполне подойдут сотрудники одной компании.
Очень важно исключить любое давление внутри группы и создать максимально раскрепощённую обстановку. Вместе с тем, в отличие от мозгового штурма, это обсуждение - вполне управляемо. Более того, часто оно проводится в присутствии заказчика (если идеи генерируют представители консалтинговой компании или рекламного агентства).
В этом случае клиент определяет желаемую цель, а руководитель направляет обсуждение. При этом сам клиент участвует в обсуждении на равных с рядовыми участниками.
Часто обсуждение начинается с доклада специалиста, информирующего: какие шаги были уже предприняты в данном направлении, в чём возникли помехи и на какие вопросы хотелось бы найти ответы.
Так, на основе полученной информации, группа, наконец, формирует список ключевых слов. И дальше начинается собственно сам процесс творчества. По сути, задача синектики это: а) превратить незнакомое в знакомое и определить решение.
Как вариант: б) превратить знакомое в незнакомое, тем самым открыв горизонты развития.
Эта цель достигается четырьмя способами:
- Прямая аналогия
- Личная аналогия
- Символическая аналогия
- Фантастическая аналогия.
С прямой аналогией проще всего. В этом случае участники обсуждения ищут в окружающем мире внешние, структурные или функциональные аналоги. Именно так была изобретена всем нам привычная застежка-липучка. Идея посетила Ж. Деместреля когда он в очередной раз вытаскивал колючки репейника из шерсти своей собаки (кстати, всем привычная керамическая плитка «под мрамор» тоже ни что иное как прямая аналогия).
Личная аналогия требует большей фантазии. Задача не просто представить проблему, но почувствовать себя частью ее. Как с юмором сформулировал когда-то С. Ривкин «Если бы я был гайкой, в каком месте автомобиля субкомпактного класса я мог бы находиться?».
И тем не менее этот метод действует. Хотя бы потому что позволяет посмотреть на проблему, если можно так выразиться, изнутри.
Со следующим способом (символическая аналогия) все намного сложнее. Здесь требуется парадоксальность мышления и хорошие вербальные навыки, ибо задача символической аналогии в том, чтобы обозначить обсуждаемый предмет или явление двумя словами, имеющими между собой явное противоречие. Примеры из классики: «живой труп», «оптимистическая трагедия» или «человек в футляре».
И наконец, самый легкий и приятный способ - фантастическая аналогия. Вспомните, как мы все в детстве мечтали, чтобы появился добрый волшебник и решил наши проблемы. Давайте попытаемся представить как вмешательство чудесных сил может решать нашу проблему и теперь - тем более что целый арсенал магических предметов, почерпнутых нами из сказок, тоже в нашем распоряжении.
Известный английский физик Максвелл, кстати, именно так и приходил ко многим своим открытиям. Все что требовалось - это представить демона, который решает проблему, а потом придумать чем собственно этого демона заменить.
Итак, суммируя все вышесказанное приведем алгоритм использования техники синектики:
Заслушивается имеющаяся информация по обсуждаемой проблеме.
Заказчик определяет проблему и желаемую цель.
Генерируется перечень ключевых слов, характеризующих проблему
На основе этого списка с применением четырех методов синектики генерируется первый уровень абсурдных идей, непосредственно касающихся желаний заказчика
На основе первого уровня руководитель просит сформировать второе поколение идей, сделав их максимально практичными, но при этом без потери оригинальности
Из сформированных вариантов клиентом выбирается наиболее интересная версия.
Которая совместным обсуждением и доводится до стадии практического воплощения.