Есть ли место киберпанку в современном бизнесе?

Киберпанк и стимпанк... Они борются за сердца потребителей как концерн кока-кола с пепси-колой.
Стимпанк (паропанк) – это любовь к стилизованному образу промышленной, викторианской Англии и вообще к Европе и САСШ (Северо-Американским Соединённым Штатам, пока ещё без Калифорнии, упс!) любовь к 19 столетию на конно-паровой тяге – с его индустриальной и научно-технической «романтикой», которую современники, кстати, таковой справедливо не считали и всё больше унывали, да писали мрачные стихи, считая, что живут в «последние времена».
Но... Там хорошо, где нас нет.
Ну а что же такое – киберпанк? О! Это запечатлённая в образах любовь человечества к веку 20-ому, веку, который придумал жанр научной фантастики, но не тот, который завершил собой Жюль Верн (отец паропанка), а тот, который возглавил Герберт Уэллс, а у нас – Беляев и Ефремов.
Любите ли вы роботов и космолёты так, как любил их мальчишка, рождённый под знаком «бэбибума»? Знаете ли вы, что такое бластер?
Так уж сложилось, что жанр киберпанка продуктивней всего развивал кинематограф – да это и не удивительно, они ровесники. А какой кинематограф у нас блистал ярче всех? Правильно, Голливуд. Поэтому он как бы застолбил за собой право разрабатывать тему киберпанка. США и СССР – антагонисты и вечные соревнователи. И у нас тема киберпанка развивалась дай Бог!
Такими же антагонистами являются США и Великобритания. Так что и Англия внесла свою лепту в киберпанк – достаточно вспомнить «Доктора Кто».
Ну а что же было делать Японии? Японии, которая капитулировала а проиграла Втиорую Мировую войну?
Как только Япония оправилась от поражений и начала гордо развивать свою экономику и вслед за ней – «культуру на экспорт», она мудро решила не связываться с занятым киберпанком, а застолбить за собой мало кому нужный и немодный на то время стимпанк.
Одним из символов стимпанка является помимо всего прочего – дирижабль. Такая большая и красивая дура, похожая на дыню, или сигару, которая летает в небе и когда-то предшествовала современному самолёту.
Но дирижабли сошли на нет как тупиковая ветвь эволюции летательных аппаратов. Не в последнюю очередь из-за резонансного крушения самого огромного дирижабля-титаника (там было несколько ресторанов и каюты-люкс!), который принадлежал Третьему Рейху (приятелю, учителю и союзнику милитаристской Японии). После крушения этого немецкого дирижабля, больше и круче которого не было на планете и которых сгорел в воздухе как бумажка за несколько секунд (!) мир окончательно с ними порвал и перешёл на самолёты. А то бы мы воевали на дирижаблях в ВОВ и до сих пор летали бы на них в Анталию. Только подумать!
Япония двигала «в мир культуру на экспорт» в виде своих непревзойдённых аниме-мультфильмов, выросших в свою очередь из манги – японского комикса. Львиная доля этой продукции – научная фантастика и вообще фантастика.
Именно там, например, в студии Гибли, вы встретите любовно воссозданные дирижабли всех сортов – это яркая примета японской научной фантастики и фэнтези. Есть в Японии и киберпанк – конечно, не без этого. Но он какой-то блёклый и вторичный, невнятный и не запоминающийся – как и любая попытка сделать отечественную копию импортного бренда. (Советские джинсы...). Импортозамещение – вообще штука так себе.
Ну а вот если вы любите киберпанк, то это значит, что в глубине души вы предпочитаете массовую культуру США, Великобритании и даже СССР – в районе 60-х гг. – как раз когда появилось слово «спутник» и Гагарин полетел в космос. Разброс большой, на любой придирчивый вкус можно выбрать что-то своё.
Но только ли одна Япония лежит на противоположной чаше весов с её упрямым архаичным стимпанком? Нет, конечно. Ещё – Франция, ведь отцом стимпанка (напомним) справедливо считается Жюль Верн и его любимый герой – Капитан Немо с его фантастической стимпанковской подлодкой.
Это гимн тем временам, когда именно Франция придирчиво принимала у себя все новинки техники на Парижской Торгово-Промышленной Выставке, когда она показала миру чудо инженерной мысли и символ грядущей эпохи – Эйфелеву башню...
В общем, это ностальгия по тем временам, когда Франция была мощной колониальной империей, передовым краем автомобилестроения (да, представьте!). Когда она уже взяла реванш после проигрыша во франко-прусской войне, взлетела и … ещё – не упала так низко, как упала она окончательно после бесславной сдачи линии Мажино.
В общем, если душа ваша тяготеет к стимпанку – то вы бессознательно ностальгируете по мощи колониальных европейских держав, даже если ваша тяга и любовь к ним выражается у вас в зависти и ненависти. Что ж, так бывает. Иногда любовь к красавице выражается у нас в том, что мы её активно на словах презираем и клеймим нехорошими словами…
Кто же целевая аудитория битв между паропанком и киберпанком? Ну разумеется, это те люди, которые – с одной стороны очень любят Историю, а с другой стороны не брезгуют разбираться и в технике. Причудливо сочетают в себе гуманитарное и техническое – начала.
Друзья, конечно же – целевая аудитория этих битв – мужчины. Всех возрастов – от 80 до 7. Продавать женщинам – хоть паропанк хоть киберпанк – бессмысленно. Они в нём ни аза не шарят, он ничего не говорит – ни их уму, ни их сердцу, ни их глубинному подсознанию. И исключения здесь только увы – подтверждают правило.
***
Сегодня мы поговорим о примерах использования эстетики киберпанка в современных бизнес-идеях.
Напомним, ещё раз вкратце – что обозначает киберпанк. Влюблённость в голливудский кинематограф – мега-фантастические саги вроде Звёздных Войн, фильмов Спилберга, Лукаса и пр. Влюблённость в американскую фантастику – Айзек Азимов, Хайнлайн, Шекли...
Увлечённость британскими, бибисишными сериалами вроде «Доктора Кто» и его спин-оффов. Ностальгия по СССР эпохи Гагарина, а позже – Станислава Лема и братьев Стругацких. Что-то нужно практиковать осознанно, но большая часть перечисленного – влияет на наше подсознание без нашего ведома.
Так что добро пожаловать в мир киберпанка.
И последнее, что мы должны сказать вам напоследок, о чём предупредить.
Бывает и так, что некоторые журналисты или даже предприниматели – путают киберпанк со стимпанком, когда начинают делать его или писать о нём... Пусть вас это не пугает. Не пугают же вас люди, которые путают за столом – коньячные бокалы и бокалы для шампанского. Пьют красное вино – с рыбой, а белое – с мясом. Просто они … недостаточно хорошо осведомлены о том, «что есть что и откуда оно такое пошло...» Вам это теперь – не грозит.
Клавиатура в стиле киберпанк
Angry Miao так прямо и говорит – мы продаём культурные ценности, ценности эмоциональные. Поэтому заботимся о дизайне. Идея стара как мир: ремесленник, делай хорошо свою вещь.

Бар в стиле киберпанка
В Лос-Анжелесе открылся бар под названием Neotropolis Bar. Всё бы в нём ничего, да есть одна мелочь. Вот смотрите – в баре зачем-то поставлены светильники в стиле арт-деко и старинные … телефонные аппараты. Да-да, те самые: «Алло! Алло! Вы у телефона? Нет! У граммофона!»
Как вы уже понимаете, дети, это пример грубого смешения двух антагонистических стилей, которые смешивать нельзя. Климтовским люстрам с ненюфарами и декадентскими извивами в стиле «парадная модэрн» – и телефонам из оперетт и из фильмов про Гражданскую войну – место в стиле паропанка, это даже первоклашка поймёт. Они бы туда ещё телеграф поставили и назвали это – «киберпанком».
Но некоторые предприниматели считают, что их публика – дура. Ей лишь бы наливали чего позабористее, а букета она, мол, не разберёт. Зря так. Всегда в долгосрочной перспективе проигрывают те, кто считает своего визави тупее себя.



Обувь в стиле "мама вызывай санитаров"
Вообще-то они сами позиционируют это как «обувь в стиле киберпанк». Но судя по вот этому железному и отчасти бронзовому декору, который напоминает подлодку времён Первой Мировой войны, конечно, перед нами опять безграмотные бизнесмены, которые имели в виду «обувь в стиле стимпанк».


Мы уже решили написать заголовок «обувь в стиле стимпанк». Но тут нас остановила другая деталь.
Известный обувной бренд Vans представляет новую капсульную коллекцию кроссовок – Old Skool. (Теперь модно писать неграмотно – это заметно. Вообще-то слово «школа» пишется не так). А главная особенность этих кроссовок состоит в том, что они – рваные.


Так что мы не можем назвать это стилем паропанк. Дело в том, что в ту эпоху, которую олицетворяет собой стиль «паропанк», рваную обувь носили только бездомные и бродяги. Любой инженер и даже рабочий – синий воротничок – носили не то что целую обувь, они носили костюмы и галстуки. Так что это не магазин обуви в стиле паропанк. И уж точно не в стиле киберпанк. Это и правда нечто в стиле – мама вызывай санитаров.
Салон красоты в стиле киберпанк
А вот тот случай, когда всё сделано правильно. И кем? Женщинами! Более того – феминистками! К тому же – афроамериканками. Как же просто было решить эту как выясняется непростую для многих задачу?
А нужно было всего лишь выяснить для себя одно ключевое слово для понимания вкратце – что такое концепция дизайна в стиле киберпанк.
Внимание: «футуристический». Вот женщины это поняли. И они не погрешили против стиля. У них, блин, действительно, получился самый кошерный киберпанк.



Ну, откроем секрет – почему. Феминистки топят за мир прекрасного будущего, от прошлого их тошнит. Вот они и разрабатывают свою собственную научную фантастику – новый дивный мир без мужчин. Поэтому и получилось у них неожиданно правильно. Ну что, вам стало стыдно? Феминистки вас обошли. Эх, люди.
Компьютерная игра Cyberpunk 2077
Ну а что же, компьютерщиков – неужто тоже считают за дураков? А вот и нет. С компьютерщиками шутки плохи! Поэтому разработчики этой игры не шутят с путаницей киберпанка и стимпанка.
У них тоже абсолютно кошерный киберпанк. Эту игру сделали поляки – студия CD Projekt RED. Чем прославилась эта польская студия? Да «Ведьмаком» же! Другой культовой компьютерной игрой. Эти поляки сурово взялись за рынок – они явно хотят лидировать, а люди их очень любят.

Вот и игру Cyberpunk 2077 сразу же полюбили те, кто полюбил «Ведьмака». Это как с Пелевиным. Полюбил его первые работы – будешь читать каждый новый выходящий его роман...
И главное есть за что полюбить игру Cyberpunk 2077. Она не считает своего потребителя дебилом, не умеющим отличить симпанк от киберпанка...


