10000+ бизнес-идей в открытом доступе. Выбери идею по своим критериям:
Поиск Техники креативности Набор для создания идей


Есть ли место киберпанку в современном бизнесе?

Есть ли место киберпанку в современном бизнесе?

Киберпанк и стимпанк... Они борются за сердца потребителей как концерн кока-кола с пепси-колой. 

Стимпанк (паропанк) – это любовь к стилизованному образу промышленной, викторианской Англии и вообще к Европе и САСШ (Северо-Американским Соединённым Штатам, пока ещё без Калифорнии, упс!) любовь к 19 столетию на конно-паровой тяге – с его индустриальной и научно-технической «романтикой», которую современники, кстати, таковой справедливо не считали и всё больше унывали, да писали мрачные стихи, считая, что живут в «последние времена».

Но... Там хорошо, где нас нет. 

Ну а что же такое – киберпанк? О! Это запечатлённая в образах любовь человечества к веку 20-ому, веку, который придумал жанр научной фантастики, но не тот, который завершил собой Жюль Верн (отец паропанка), а тот, который возглавил Герберт Уэллс, а у нас – Беляев и Ефремов.

Любите ли вы роботов и космолёты так, как любил их мальчишка, рождённый под знаком «бэбибума»? Знаете ли вы, что такое бластер? 

Так уж сложилось, что жанр киберпанка продуктивней всего развивал кинематограф – да это и не удивительно, они ровесники. А какой кинематограф у нас блистал ярче всех? Правильно, Голливуд. Поэтому он как бы застолбил за собой право разрабатывать тему киберпанка. США и СССР – антагонисты и вечные соревнователи. И у нас тема киберпанка развивалась дай Бог!



Такими же антагонистами являются США и Великобритания. Так что и Англия внесла свою лепту в киберпанк – достаточно вспомнить «Доктора Кто».

Ну а что же было делать Японии? Японии, которая капитулировала а проиграла Втиорую Мировую войну? 

Как только Япония оправилась от поражений и начала гордо развивать свою экономику и вслед за ней – «культуру на экспорт», она мудро решила не связываться с занятым киберпанком, а застолбить за собой мало кому нужный и немодный на то время стимпанк.

Одним из символов стимпанка является помимо всего прочего – дирижабль. Такая большая и красивая дура, похожая на дыню, или сигару, которая летает в небе и когда-то предшествовала современному самолёту.

Но дирижабли сошли на нет как тупиковая ветвь эволюции летательных аппаратов. Не в последнюю очередь из-за резонансного крушения самого огромного дирижабля-титаника (там было несколько ресторанов и каюты-люкс!), который принадлежал Третьему Рейху (приятелю, учителю и союзнику милитаристской Японии). После крушения этого немецкого дирижабля, больше и круче которого не было на планете и которых сгорел в воздухе как бумажка за несколько секунд (!) мир окончательно с ними порвал и перешёл на самолёты. А то бы мы воевали на дирижаблях в ВОВ и до сих пор летали бы на них в Анталию. Только подумать!

Япония двигала «в мир культуру на экспорт» в виде своих непревзойдённых аниме-мультфильмов, выросших в свою очередь из манги – японского комикса. Львиная доля этой продукции – научная фантастика и вообще фантастика. 

Именно там, например, в студии Гибли, вы встретите любовно воссозданные дирижабли всех сортов – это яркая примета японской научной фантастики и фэнтези. Есть в Японии и киберпанк – конечно, не без этого. Но он какой-то блёклый и вторичный, невнятный и не запоминающийся  – как и любая попытка сделать отечественную копию импортного бренда. (Советские джинсы...).  Импортозамещение – вообще штука так себе.

Ну а вот если вы любите киберпанк, то это значит, что в глубине души вы предпочитаете массовую культуру США, Великобритании и даже СССР – в районе 60-х гг. – как раз когда появилось слово «спутник» и Гагарин полетел в космос. Разброс большой, на любой придирчивый вкус можно выбрать что-то своё.

Но только ли одна Япония лежит на противоположной чаше весов с её упрямым архаичным стимпанком? Нет, конечно. Ещё – Франция, ведь отцом стимпанка (напомним) справедливо считается Жюль Верн и его любимый герой – Капитан Немо с его фантастической стимпанковской подлодкой.

Это гимн тем временам, когда именно Франция придирчиво принимала у себя все новинки техники на Парижской Торгово-Промышленной Выставке, когда она показала миру чудо инженерной мысли и символ грядущей эпохи – Эйфелеву башню... 

В общем, это ностальгия по тем временам, когда Франция была мощной колониальной империей, передовым краем автомобилестроения (да, представьте!). Когда она уже взяла реванш после проигрыша во франко-прусской войне, взлетела и … ещё – не упала так низко, как упала она окончательно после бесславной сдачи линии Мажино.

В общем, если душа ваша тяготеет к стимпанку – то вы бессознательно ностальгируете по мощи колониальных европейских держав, даже если ваша тяга и любовь к ним выражается у вас в зависти и ненависти. Что ж, так бывает. Иногда любовь к красавице выражается у нас в том, что мы её активно на словах презираем и клеймим нехорошими словами…

Кто же целевая аудитория битв между паропанком и киберпанком? Ну разумеется, это те люди, которые – с одной стороны очень любят Историю, а с другой стороны не брезгуют разбираться и в технике. Причудливо сочетают в себе гуманитарное и техническое – начала.

Друзья, конечно же – целевая аудитория этих битв – мужчины. Всех возрастов – от 80 до 7. Продавать женщинам – хоть паропанк хоть киберпанк – бессмысленно. Они в нём ни аза не шарят, он ничего не говорит – ни их уму, ни их сердцу, ни их глубинному подсознанию. И исключения здесь только увы – подтверждают правило.

***
Сегодня мы поговорим о примерах использования эстетики киберпанка в современных бизнес-идеях.

Напомним, ещё раз вкратце – что обозначает киберпанк. Влюблённость в голливудский кинематограф – мега-фантастические саги вроде Звёздных Войн, фильмов Спилберга, Лукаса и пр. Влюблённость в американскую фантастику – Айзек Азимов, Хайнлайн, Шекли... 

Увлечённость британскими, бибисишными сериалами вроде «Доктора Кто» и его спин-оффов. Ностальгия по СССР эпохи Гагарина, а позже – Станислава Лема и братьев Стругацких. Что-то нужно практиковать осознанно, но большая часть перечисленного – влияет на наше подсознание без нашего ведома.

Так что добро пожаловать в мир киберпанка.

И последнее, что мы должны сказать вам напоследок, о чём предупредить.

Бывает и так, что некоторые журналисты или даже предприниматели – путают киберпанк со стимпанком, когда начинают делать его или писать о нём... Пусть вас это не пугает. Не пугают же вас люди, которые путают за столом – коньячные бокалы и бокалы для шампанского. Пьют красное вино – с рыбой, а белое – с мясом. Просто они … недостаточно хорошо осведомлены о том, «что есть что и откуда оно такое пошло...» Вам это теперь – не грозит.

Клавиатура в стиле киберпанк

Angry Miao так прямо и говорит – мы продаём культурные ценности, ценности эмоциональные. Поэтому заботимся о дизайне. Идея стара как мир: ремесленник, делай хорошо свою вещь. 


Бар в стиле киберпанка

В Лос-Анжелесе открылся бар под названием Neotropolis Bar. Всё бы в нём ничего, да есть одна мелочь. Вот смотрите – в баре зачем-то поставлены светильники в стиле арт-деко и старинные … телефонные аппараты. Да-да, те самые: «Алло! Алло! Вы у телефона? Нет! У граммофона!»




Как вы уже понимаете, дети, это пример грубого смешения двух антагонистических стилей, которые смешивать нельзя. Климтовским люстрам с ненюфарами и декадентскими извивами в стиле «парадная модэрн» – и телефонам из оперетт и из фильмов про Гражданскую войну – место в стиле паропанка, это даже первоклашка поймёт. Они бы туда ещё телеграф поставили и назвали это – «киберпанком».

Но некоторые предприниматели считают, что их публика – дура. Ей лишь бы наливали чего позабористее, а букета она, мол, не разберёт. Зря так. Всегда в долгосрочной перспективе проигрывают те, кто считает своего визави тупее себя.






Обувь в стиле "мама вызывай санитаров"

Вообще-то они сами позиционируют это как «обувь в стиле киберпанк». Но судя по вот этому железному и отчасти бронзовому декору, который напоминает подлодку времён Первой Мировой войны, конечно, перед нами опять безграмотные бизнесмены, которые имели в виду «обувь в стиле стимпанк». 




Мы уже решили написать заголовок «обувь в стиле стимпанк». Но тут нас остановила другая деталь. 

Известный обувной бренд Vans представляет новую капсульную коллекцию кроссовок – Old Skool. (Теперь модно писать неграмотно – это заметно. Вообще-то слово «школа» пишется не так). А главная особенность этих кроссовок состоит в том, что они – рваные.




Так что мы не можем назвать это стилем паропанк. Дело в том, что в ту эпоху, которую олицетворяет собой стиль «паропанк», рваную обувь носили только бездомные и бродяги. Любой инженер и даже рабочий – синий воротничок – носили не то что целую обувь, они носили костюмы и галстуки. Так что это не магазин обуви в стиле паропанк. И уж точно не в стиле киберпанк. Это и правда нечто в стиле – мама вызывай санитаров.

Салон красоты в стиле киберпанк

А вот тот случай, когда всё сделано правильно. И кем? Женщинами! Более того – феминистками! К тому же – афроамериканками. Как же просто было решить эту как выясняется непростую для многих задачу?

А нужно было всего лишь выяснить для себя одно ключевое слово для понимания вкратце – что такое концепция дизайна в стиле киберпанк.

Внимание: «футуристический». Вот женщины это поняли. И они не погрешили против стиля. У них, блин, действительно, получился самый кошерный киберпанк.







Ну, откроем секрет – почему. Феминистки топят за мир прекрасного будущего, от прошлого их тошнит. Вот они и разрабатывают свою собственную научную фантастику – новый дивный мир без мужчин. Поэтому и получилось у них неожиданно правильно. Ну что, вам стало стыдно? Феминистки вас обошли. Эх, люди.

Компьютерная игра Cyberpunk 2077 

Ну а что же, компьютерщиков – неужто тоже считают за дураков? А вот и нет. С компьютерщиками шутки плохи! Поэтому разработчики этой игры не шутят с путаницей киберпанка и стимпанка.

У них тоже абсолютно кошерный киберпанк. Эту игру сделали поляки – студия CD Projekt RED. Чем прославилась эта польская студия? Да «Ведьмаком» же! Другой культовой компьютерной игрой. Эти поляки сурово взялись за рынок – они явно хотят лидировать, а люди их очень любят.



Вот и игру  Cyberpunk 2077 сразу же полюбили те, кто полюбил «Ведьмака». Это как с Пелевиным. Полюбил его первые работы – будешь читать каждый новый выходящий его роман...

И главное есть за что полюбить игру Cyberpunk 2077. Она не считает своего потребителя дебилом, не умеющим отличить симпанк от киберпанка...







20.08.2021

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: